Воспитательная работа
Нравственное развитие ребенка в семье
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Особую роль в нравственном развитии ребёнка оказывает семья. Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведёт себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Нравственное воспитание предусматривает формирование у ребёнка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений – о добре и зле, о явлениях общественной жизни.
Перед педагогами и родителями стоят следующие задачи в формировании у детей нравственного поведения:
- формирование культуры поведения, воспитывать их дома, в детском саду, и общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;
- учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;
- воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства;
- воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, уметь договариваться с детьми и т.д.);
- вырабатывать у ребёнка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в детском саду и в семье;
- формировать у ребёнка разумные потребности и воспитывать чувство долга.
Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают многие родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь. Ребёнок». Тем временем дошкольник растет, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия.
Воспитание маленького ребёнка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение с взрослыми и сверстниками.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость…Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии – «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребёнка хорошо осознанной необходимостью.
Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.
Чуткость…Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом»), развивать умение сочувствовать (Мама устала, не шуми, играй тихо»).
Чувство такта…Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в тоже время не унизить, не оскорбить самолюбие других.
Старшему дошкольнику при целенаправленном воспитании должно быть свойственно элементарное чувство такта. Оно проявляется в том, чтобы не настаивать на немедленном выполнении своего желания, если взрослый отказывает, в умении подождать, уступить, не перебивать разговор взрослых, считаться с настроением и возможностями близких людей, не выражать бурно своё любопытство, когда касается незнакомого человека, не произносить вслух о нем своего мнение и т.п. Ребёнок должен уметь вести себя этично по отношению к окружающим людям, не оскорбляя их человеческое достоинство.
Предупредительность…Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялась у них из добрых побуждений.
Старшие дошкольники уже способны понять, что значит быть предупредительным, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему обратятся с просьбой. Необходимо подсказывать ребёнку в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустив вперёд себя старшего или маленького.
Скромность... Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает своё «я», ведёт себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
Скромность нужно воспитывать у ребёнка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.
Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобствами окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может; учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой, не торопиться с ответами на занятии. Детей, не обладающих скромностью, хвалить реже («Не только ты умеешь, но и другие тоже»), воспитывать в них умение подчиняться общепринятым правилам.
Случается, родители допускают ошибку в оценке детского повеления, стремятся, чтобы их ребёнок вёл себя естественно, непринужденно, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринуждённость и начинается развязность. Если отождествляются понятия «вести себя непринужденно и «вести себя развязно», то может случиться, что взамен умения держаться непринужденно у ребёнка закрепляется развязность. Родители не учли один нюанс: непринуждённость предполагает еще и сдержанность, скромность.
Общительность… В её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношении. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребёнок быстрее находит место в детском коллективе.
Дисциплинированность…Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребёнка качества: способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность, коллективизм.
Читать ребенку…
Почему важно?
Воспитание ребенка начинается с первых потешки, стихотворения, сказки, которые он услышит, с первой картинки, которую он рассмотрит в книге. Для гармоничного развития ребенка раннего и дошкольного возраста очень важно совместное семейное чтение литературных произведений. Оно развивает речь, способствует особому душевному общению взрослого и малыша, развитию фантазии, образного мышления, формированию эстетического вкуса, тренирует способность воспринимать информацию на слух.
Зачем?
Во время чтения ощущение близости, защищенности, безопасности и комфорта будет создаваться, когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему).
Формирование у ребенка представлений о его значимости возможно, если родители читают то, что ему интересно и обсуждают с ним важные для него темы.
Понимание, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь происходит не только на примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, но и в видении отражения этих ценностей в жизни ребенка.
Восприятие того, как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты и пр. возможно, если чтение дополняется совместным обсуждением, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило, видении аналогии прочитанного с собственной жизнью малыша.
Разрядка переживаний, страхов ребенка, с которыми не всегда есть возможность справиться в привычной ситуации, происходит, если взрослые неоднократно по его просьбе перечитывают определенные сюжеты (или книги полностью).
Для детей от 2 до 3 лет (по выбору родителей)
Белорусские народные песенки и потешки. "Мышка, мышка, дзе была?", "Верабейчык", "Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока", "Ай, люлi-люлi-люлечкi", "Iшла каза", "Люлi-люлi-маленькi", "А ты, коцiнька-каток", "Апсiк, апсiк, каточак", "Чыкi-чыкi, сарока", "Люлi-люлi-люлечкi", "Не хадзi, коцiк…", "Ладу, ладу, ладкi…", "Баю-баiнку, баю…", "Iдзi, iдзi, дожджыку…" и др.
Русские народные песенки и потешки. "Солнышко-ведрышко!", "Ладушки", "Ай, качи, качи, качи!...", "Сорока-белобока", "Киска-киска", "Наша Маша", "Травка-муравка", "Водичка-водичка", "Пальчик-мальчик", "Ножки", "Вот и люди спят", "Скок-поскок", "Божья коровка" и др.
Песенки и потешки народов мира. "Я козочка" (лит., обр. А.Прокофьева и А.Чепурова), "Люли, люли, моя крошка" (лит., перев. Ю.Григорьева), "Ручки, спляшите разок…" (фр., обр. Н.Гернет и С.Гиппиус), "Лошадка пони" (шотл., обр. И.Токмаковой) и др.
Белорусские народные сказки. "Муха-пяюха" (апр. А. Якімовіча), "Дзедава рукавiчка" и др.
Русские народные сказки. "Колобок" (обр. К.Ушинского), "Калабок" (пер. А.Якiмовiча); "Репка" (обр. К.Ушинского), "Рэпка" (пер. А.Якiмовiча); "Теремок" (обр. М.Булатова); "Козлятки и Волк" (обр. К.Ушинского), "Казляняткi i Воўк" (пер. К.Станкевiча) и др.
Литературные сказки. Л.Толстой. "Три медведя", "Тры мядзведзi" (пер. А.Якiмовiча).
Произведения белорусских поэтов. С.Сокалаў-Воюш: "Мышаня", "Мiшка", "Авечка", "Пчолка"; I.Муравейка "Адмарозiў лапкi", Е.Лось "Мая лялька", У.Корбан: "Карова", "Авечка" и др.
Произведения русских поэтов. А.Барто "Игрушки" ("Козленок", "Лошадка", "Мячик", "Мишка", "Слон", "Грузовик", "Зайка", "Бычок", "Самолет", "Кораблик") и др.
Произведения зарубежных поэтов. В. Стоянов "Воробей" (пер. с болг. В.Викторова); М.Карем "Мой кот" (пер. с фр. М.Кудинова), "Цыпленок" (пер. с фр. М.Кудинова).
Учить без принуждения
Многое в умственном развитии дошкольника зависит от характера заданий, которые перед ними ставятся. Обучая дошкольников, следует учитывать их возрастные особенности: преобладание образного мышления, игровых форм деятельности и проч. Очевидно, следует стремиться к тому, чтобы задания, предлагаемые ребенку, были занимательными, интересными. Формируя определенные интеллектуальные качества, умения, нужно создавать условия, позволяющие детям самостоятельно применять их в повседневной жизни.
Существует ложное мнение, что учить без принуждения просто невозможно. Но такой метод у любого ребенка вызывает только скуку и отвращение к учению. Секрет интереса к учебе не столько в занимательности, ведь редко кому из педагогов удается каждый раз придумывать что-то необыкновенное, — сколько в успехах детей, в их ощущении своего роста, движения вперед. Вчера он не понимал, сегодня — понял! Вчера не умел, сегодня — научился! В.А. Сухомлинский когда-то писал: «Чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они ... хорошо учились». Найти возможность похвалить, поддержать ребенка - это первое условие обеспечения успеха. Только успех учит ребенка быть целеустремленным.
Рецепты победного учения
1.Поддерживайте каждый, даже самый маленький, успех ребенка.
- Вдохновляйте его на новые достижения.
- Хвалите за конкретное дело, поступок, действие и не бойтесь перехвалить.
- Есть множество причин отказа ребенка от деятельности, занятий. Постарайтесь сосредоточиться лишь на одной из них и подумайте, чем конкретно вы можете помочь ребенку.
- Принуждение порождает отвращение к учению, поэтому ни в коем случае не принуждайте!
- Точно определите, что нужно ребенку: строгость, похвала, или, может быть, его надо на некоторое время просто оставить в покое?
- Терпение и еще раз терпение! Любовь к учению иногда вспыхивает неожиданно.
- Помните, что отрицательная оценка (и отметка в том числе) -враг интереса и творчества. Двойка, полученная ребенком, — это уже наказание для него. Не ругайте за «плохие» отметки, иначе это будет повторным наказанием за один и тот же проступок.
- Верьте в ребенка. Только ваша вера способна вселить в ребенка уверенность в собственные силы и возможности. Не оскорбляйте ребенка недоверием. У него могут быть свои, непохожие на ваши, интересы, мнения, тайны, желания.