Воспитательная работа

 Нравственное развитие ребенка в семье

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Особую роль в нравственном развитии ребёнка оказывает семья. Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведёт себя с близкими людьми и за пределами семьи.

Нравственное воспитание предусматривает формирование у ребёнка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений – о добре и зле, о явлениях общественной жизни.    

Перед педагогами и родителями стоят следующие задачи  в формировании у детей нравственного поведения:

- формирование культуры поведения, воспитывать их дома, в детском саду, и общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;

- учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;

- воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства;

- воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, уметь договариваться с детьми и т.д.);

- вырабатывать у ребёнка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в детском саду и в семье;

- формировать у ребёнка разумные потребности и воспитывать чувство долга.

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают многие родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь. Ребёнок». Тем временем дошкольник растет, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия.

Воспитание маленького ребёнка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение с взрослыми и сверстниками.

Какие наиболее важные нравственные  качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость…Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии – «Ничто не стоит так  дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребёнка хорошо осознанной необходимостью.

Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.

Чуткость…Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом»), развивать умение сочувствовать (Мама устала, не шуми, играй тихо»).

Чувство такта…Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в тоже время не унизить, не оскорбить самолюбие других.

Старшему дошкольнику при целенаправленном воспитании должно быть свойственно элементарное чувство такта. Оно проявляется в том, чтобы не настаивать на немедленном выполнении своего желания, если взрослый отказывает, в умении подождать, уступить, не перебивать разговор взрослых, считаться с настроением и возможностями близких людей, не выражать бурно своё любопытство, когда касается незнакомого человека, не произносить вслух о нем своего мнение и т.п. Ребёнок должен уметь вести себя этично по отношению к окружающим людям, не оскорбляя их человеческое достоинство.

Предупредительность…Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялась у них из добрых побуждений.

Старшие дошкольники уже способны понять, что значит  быть предупредительным, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему  обратятся с просьбой. Необходимо подсказывать ребёнку  в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустив вперёд себя старшего или маленького.

Скромность... Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает своё «я», ведёт себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Скромность  нужно воспитывать у ребёнка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.

Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобствами окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может; учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой, не торопиться с ответами на занятии. Детей, не обладающих скромностью, хвалить реже («Не только ты умеешь, но и другие тоже»), воспитывать в них умение подчиняться общепринятым правилам.

Случается, родители допускают ошибку в оценке детского повеления, стремятся, чтобы их ребёнок вёл себя естественно, непринужденно, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринуждённость и начинается развязность. Если отождествляются понятия «вести себя непринужденно и «вести себя развязно»,  то может случиться, что взамен умения держаться непринужденно у ребёнка закрепляется развязность. Родители не учли один нюанс: непринуждённость предполагает еще и сдержанность, скромность.

Общительность… В её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношении. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребёнок быстрее находит место в детском коллективе.

Дисциплинированность…Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребёнка качества: способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность, коллективизм.

свернуть

Читать ребенку…

Почему важно?   

    

Воспитание ребенка начинается с первых потешки, стихотворения, сказки, которые он услышит, с первой картинки, которую он рассмотрит в книге. Для гармоничного развития ребенка раннего и дошкольного возраста очень важно совместное семейное чтение литературных произведений. Оно развивает речь, способствует особому душевному общению взрослого и малыша, развитию фантазии, образного мышления, формированию эстетического вкуса, тренирует способность воспринимать информацию на слух.

Зачем?

Во время чтения ощущение близости, защищенности, безопасности и комфорта будет создаваться, когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему).

Формирование у ребенка представлений о его значимости возможно, если родители читают то, что ему интересно и обсуждают с ним важные для него темы.

Понимание, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь происходит не только на примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, но и в видении отражения этих ценностей в жизни ребенка.

Восприятие того, как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты и пр. возможно, если чтение дополняется совместным обсуждением, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило, видении аналогии прочитанного с собственной жизнью малыша.

Разрядка переживаний, страхов ребенка, с которыми не всегда есть возможность справиться в привычной ситуации, происходит, если взрослые неоднократно по его просьбе перечитывают определенные сюжеты (или книги полностью).

  

Для детей от 2 до 3 лет (по выбору родителей)

Белорусские народные песенки и потешки. "Мышка, мышка, дзе была?", "Верабейчык", "Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока", "Ай, люлi-люлi-люлечкi", "Iшла каза", "Люлi-люлi-маленькi", "А ты, коцiнька-каток", "Апсiк, апсiк, каточак", "Чыкi-чыкi, сарока", "Люлi-люлi-люлечкi", "Не хадзi, коцiк…", "Ладу, ладу, ладкi…", "Баю-баiнку, баю…", "Iдзi, iдзi, дожджыку…" и др.

 Русские народные песенки и потешки. "Солнышко-ведрышко!", "Ладушки", "Ай, качи, качи, качи!...", "Сорока-белобока", "Киска-киска", "Наша Маша", "Травка-муравка", "Водичка-водичка", "Пальчик-мальчик", "Ножки", "Вот и люди спят", "Скок-поскок", "Божья коровка" и др.

 Песенки и потешки народов мира. "Я козочка" (лит., обр. А.Прокофьева и А.Чепурова), "Люли, люли, моя крошка" (лит., перев. Ю.Григорьева), "Ручки, спляшите разок…" (фр., обр. Н.Гернет и С.Гиппиус), "Лошадка пони" (шотл., обр. И.Токмаковой) и др.

 Белорусские народные сказки. "Муха-пяюха" (апр. А. Якімовіча), "Дзедава рукавiчка" и др.

 Русские народные сказки. "Колобок" (обр. К.Ушинского), "Калабок" (пер. А.Якiмовiча); "Репка" (обр. К.Ушинского), "Рэпка" (пер. А.Якiмовiча); "Теремок" (обр. М.Булатова); "Козлятки и Волк" (обр. К.Ушинского), "Казляняткi i Воўк" (пер. К.Станкевiча) и др.

 Литературные сказки. Л.Толстой. "Три медведя", "Тры мядзведзi" (пер. А.Якiмовiча).

 Произведения белорусских поэтов. С.Сокалаў-Воюш: "Мышаня", "Мiшка", "Авечка", "Пчолка"; I.Муравейка "Адмарозiў лапкi", Е.Лось "Мая лялька", У.Корбан: "Карова", "Авечка" и др.

 Произведения русских поэтов. А.Барто "Игрушки" ("Козленок", "Лошадка", "Мячик", "Мишка", "Слон", "Грузовик", "Зайка", "Бычок", "Самолет", "Кораблик") и др.

 Произведения зарубежных поэтов. В. Стоянов "Воробей" (пер. с болг. В.Викторова); М.Карем "Мой кот" (пер. с фр. М.Кудинова), "Цыпленок" (пер. с фр. М.Кудинова).

  

 

свернуть

Учить без принуждения

Многое в умственном развитии дошкольника зависит от характе­ра заданий, которые перед ними ставятся. Обучая дошкольников, сле­дует учитывать их возрастные особенности: преобладание образного мышления, игровых форм деятельности и проч. Очевидно, следует стремиться к тому, чтобы задания, предлагаемые ребенку, были зани­мательными, интересными. Формируя определенные интеллектуаль­ные качества, умения, нужно создавать условия, позволяющие детям самостоятельно применять их в повседневной жизни.          

Существует ложное мнение, что учить без принуждения просто не­возможно. Но такой метод у любого ребенка вызывает только скуку и отвращение к учению. Секрет интереса к учебе не столько в заниматель­ности, ведь редко кому из педагогов удается каждый раз придумывать что-то необыкновенное, — сколько в успехах детей, в их ощущении сво­его роста, движения вперед. Вчера он не понимал, сегодня — понял! Вчера не умел, сегодня — научился! В.А. Сухомлинский когда-то писал: «Чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они ... хорошо учились». Най­ти возможность похвалить, поддержать ребенка - это первое условие обеспечения успеха. Только успех учит ребенка быть целеустремленным.

Рецепты победного учения

1.Поддерживайте каждый, даже самый маленький, успех ребенка.

  1. Вдохновляйте его на новые достижения.
  2. Хвалите за конкретное дело, поступок, действие и не бойтесь перехвалить.
  3. Есть множество причин отказа ребенка от деятельности, заня­тий. Постарайтесь сосредоточиться лишь на одной из них и подумай­те, чем конкретно вы можете помочь ребенку.
  4. Принуждение порождает отвращение к учению, поэтому ни в коем случае не принуждайте!
  5. Точно определите, что нужно ребенку: строгость, похвала, или, может быть, его надо на некоторое время просто оставить в покое?
  6. Терпение и еще раз терпение! Любовь к учению иногда вспыхи­вает неожиданно.
  7. Помните, что отрицательная оценка (и отметка в том числе) -враг интереса и творчества. Двойка, полученная ребенком, — это уже наказание для него. Не ругайте за «плохие» отметки, иначе это будет повторным наказанием за один и тот же проступок.
  8. Верьте в ребенка. Только ваша вера способна вселить в ребенка уверенность в собственные силы и возможности. Не оскорбляйте ре­бенка недоверием. У него могут быть свои, непохожие на ваши, инте­ресы, мнения, тайны, желания.
свернуть