Советы психолога

Семейный досуг.

19.08.2023

Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это и семейные праздники, и посещение музеев, совместные прогулки, походы и многое другое. Любой досуг должен способствовать полноценному отдыху, развитию и сплочению вашей семьи. Все эти совместные формы времяпрепровождения вызывают у детей много радости. Цель летнего досуга – это совмещение приятного с полезным. Каждому родителю хочется, чтобы ребенок загорел, окреп, набрался витаминов, получил массу положительных эмоций. Подходящие развлечения для всей семьи могут быть как активными так и пассивными. В теплое время лучше проводить больше на свежем воздухе.  И не менее приятными могут быть прогулки в любое время года. Можно пойти в поход, устроить пикник на природе, посетить интересные выставки, музеи. Совместный отдых на природе способствует межличностному общению детей и родителей, которое имеет большой воспитательный потенциал.

Важное место в организации досуга семьи занимают традиции и связанные с ними совместные дела. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю свою жизнь. Такими традициями может быть чтение перед сном, семейные обеды или ужины, выезды на природу, традиция гостеприимства, семейного чтения, коллекционирования, семейных альбомов и многое другое.

Организация семейного досуга несомненно зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время.

Если вы решили немного отдохнуть, прогулка в хороший солнечный день — прекрасный способ провести время с ребенком. Все заботы и домашняя суета остаются позади, а вы и ребенок совершенно свободны, и у вас появляется возможность оглядеться вокруг.

Если сами вы любознательны и восприимчивы, постарайтесь воспитать в ребенке живого и умного наблюдателя. Расскажите ему о бесконечном разнообразии мира, который начинается сразу за дверями дома. Если ребенок начнет радоваться прогулке и возможности подвигаться, она станет для него здоровой привычкой на всю жизнь.

Посмотрите на дома, расположенные вдали от вас, и вы увидите разные силуэты — прямоугольные, квадратные, треугольные, ступенчатые. Особое внимание обратите на то, как выглядят очертания домов на фоне неба. Когда вернетесь домой, помогите ребенку сделать силуэт города.

Выберите какой-либо объект — красный автомобиль, газетный киоск или окошко с цветами — и посмотрите, кто первым его заметит. С детьми постарше можно усложнить задачу, например, высматривать машину с откидывающимся верхом, дорожный указатель, содержащий какое-то определенное слово, или человека с кожаным чемоданчиком.

Когда вы с ребенком достаточно находились, наговорились и даже напелись, попробуйте поиграть в игру «Следуй за лидером». Лидер объявляет, каким образом вам надо передвигаться до условленного места — скажем, до угла, до почтового ящика или по дороге до тех пор, пока не проедет машина. Он может потребовать, чтобы вы скакали на одной ножке, делали гигантские шаги, держали руку на голове, скакали, как лошадь, галопом, каждые пять шагов наклонялись, дотрагиваясь до пальцев ног. Лидер может менять направление и способ передвижения.

«Далеко ли это?». Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, пожарную лестницу на доме, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите что-нибудь другое. Сравните, насколько отличается расстояние до обоих объектов, измеренное шагами. Постарайтесь вместе с ребенком прикинуть, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

«Этот шумный мир». Когда вы гуляете, прислушивайтесь ко всем звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать звуки.

«Горячо? Холодно?». Во время прогулки обратите внимание ребенка на то, что все предметы разные на ощупь. Рассмотрите предметы из нескольких материалов. Потрогайте окружающие вас вещи и сравните свои ощущения.

«Сколько всего?». Выберите на улице что-нибудь для подсчета. Например, покажите ребенку какое-нибудь дерево, скажем, тополь. Научите узнавать его, и потом сосчитайте, сколько тополей на улице, по которой вы гуляете. Можно сосчитать и сколько прошло людей в очках, сколько зеленых машин припарковано на вашей улице или сколько магазинов в вашем микрорайоне.

«География и астрономия». На прогулке легко изучать основы географии и астрономии. Прихватите с собой компас и объясните малышу, как определять стороны света, заодно расскажите, как ориентироваться без компаса. Зимним вечером или на юге, когда небо ясное и усыпанное звездами, попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.

 «Птицы и насекомые». Первые дикие птицы, с которыми знакомится маленький горожанин, это голуби, воробьи, снегири и синицы. Прихватите крошки для уток и голубей, сделайте в парке кормушки. Приучите малыша тихо-тихо наблюдать за птицами.                       

«Математика». Иногда на прогулке можно заняться и математикой. Соберите, к примеру, несколько десятков шишек или камешков, разложите их по заранее припасенным коробочкам или просто на крупных листьях - вот вам и математическое пособие. Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для занятий геометрией. Можно чертить палочкой или мелом, а если соберется несколько детей вместе, предложите им самим превратиться в геометрические фигуры: протягивая друг другу веревочки, малыши смогут составить Песочница или берег пруда - идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. А возня с песком, водой, мелкими камушками и шишками укрепит пальчики вашего ребенка, будет способствовать развитию мелкой моторики.

Вечером можно просто посидеть дома. Почитать вслух интересную книгу, порисовать с ребенком,  поиграть в настольную игру, пофантазировать. Есть много способов провести выходные с ребенком увлекательно и интересно, чтобы с позитивом и спокойствием вступить в новую трудовую неделю.

Главное стоит не забывать, что отдых должен быть полезным и безопасным для ребенка!

 

 

свернуть

Ссоры родителей глазами детей.

Семья - это живая система, состоящая из индивидуальностей, споры между которыми неизбежны. Они помогают прояснить проблемы семьи, чувства ее членов, и, если выяснение отношений не сводится к личным нападкам, могут привести к конструктивным решениям проблем, снятию эмоционального напряжения. Однако взрослым следует быть осторожными в своих реакциях, поведении, так как они способны сделать домашнюю атмосферу пугающей, а детей беспомощными и тревожными.

То, что происходит дома, действительно оказывает воздействие на развитие ребенка и его психическое здоровье. И тут важны не только взаимоотношения между ребенком и родителем, а и то, как родители общаются друг с другом.

Проведенные в Британии и других странах многолетние исследования, основанные на длительных наблюдениях за поведением детей в семье и во время взросления, показывают, что уже в возрасте шести месяцев у детей во время домашней конфликтной ситуации может учащаться сердцебиение и вырабатываться гормон стресса кортизол.

Исследования показывают, что примерно с двухлетнего возраста - а возможно, и раньше - дети начинают пристально наблюдать за поведением своих родителей.

Опираясь на свой прежний опыт, дети размышляют о том, разовьется ли очередная ссора в затяжной конфликт, участниками которого, возможно, будут и они сами, или же это может представлять угрозу для семейной стабильности - что может особенно беспокоить некоторых детей. Также дети могут беспокоиться о том, не ухудшатся ли от этого их собственные отношения с родителями.

Наибольший вред детям наносит домашнее насилие.  Детям, видящим, как один родитель бьет другого, наносится душевная травма, независимо от того, была ли в этой ситуации опасность для них самих.

Также ученые пришли к выводу, что родителям даже необязательно проявлять агрессию или гнев в адрес друг друга, чтобы урон их детям все равно был нанесен. Эмоциональное, поведенческое и социальное развитие детей страдает и тогда, когда родители замыкаются в себе и проявляют мало душевного тепла по отношению друг к другу.

Как на детей влияют ссоры,

которые разворачиваются у них на глазах

  1. Плохое поведение. При виде конфликта между родителями ребенок испытывает бурю негативных эмоций, таких как страх, гнев, тревогу. И пока маленький человек не знает способов, чтобы с ними справляться. Он может показать, что страдает, только с помощью криков, капризов, упрямства или непослушания. Он пытается любым доступным ему способом привлечь внимание родителей, чтобы они помогли ему справиться с эмоциональной бурей внутри.
  2. Снижение иммунитета. Каждая ссора родителей для ребенка является стрессом, а стресс неизменно влияет на здоровье любого, даже взрослого человека. Если ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации, иммунитет организма снижается.
  3. Психические расстройства. Под влиянием стресса страдает, конечно, и психика малыша. Крайними проявлениями могут стать страхи, ночные кошмары, заикание, энурез (недержание мочи), нервные тики.
  4. Дети становятся навязчивыми и капризными.
  5. Чувство незащищенности и низкая самооценка. Постоянными конфликтами супруги разрушают у детей чувство безопасности и мира в семье. Когда ребенок видит, что вы постоянно конфликтуете, он может переживать по поводу того, что один из родителей может причинить физическую травму другому родителю или самому ребенку.
  6. Чувство вины и стыда из-за того, что ребенку приходится принимать одну из сторон конфликта. Ребенок хочет любить и быть вместе с родителями: и с мамой, и с папой, но когда они видят постоянные ссоры, это смущает и порождает хаос в их головах.
  7. Манипулятивное поведение. Некоторые родители, поссорившись на глазах у ребенка, ощущают свою вину перед ним. Пытаясь искупить ее, они дарят подарки, снимают запреты или покупают сладости. Такое поведение ведет к появлению маленького манипулятора в семье: он понимает, что может попросить все, что хочет, после ссоры родителей.
  8. Проявление жестокости по отношению к другим детям, социальному отчуждению и отсутствию интереса к общению с людьми.
  9. Личный пример поведения в конфликте. Как известно, дети обучаются с помощью подражания своим родителям. Постоянно наблюдая ругающихся родителей, ребенок может усвоить агрессивные модели поведения в конфликтных ситуациях. Особенно остро это может проявиться в подростковом возрасте, когда негативные эмоции подстегиваются гормональными всплесками.
  10. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Если ваши дети тревожатся по поводу неприятной обстановки, которая создается в результате ваших постоянных ссор, это может влиять на их взаимоотношения с вами. Для детей вы являетесь образцом для подражания. Но вы потеряете свой авторитет, если будете постоянно ссориться в их присутствии. Когда дети не чувствуют себя счастливымии защищенными, им трудно поддерживать с вами доверительныеи честные отношения.

 

Как выяснять отношения в присутствии детей?

С образом жизни, переполненным всевозможными стрессами и постоянными требованиями, не удивительно, что родители иногда выходят из себя и начинают ссориться в присутствии своих детей. Родителям необходимо держать свои эмоции под контролем и искать лучший способ обсуждения их друг с другом.

Конечно, лучше всего, если вы вообще не будете ссориться при ребенке. А при возникновении конфликта будете спокойно обсуждать ситуацию и приходить к совместному решению затруднений. Но это бывает не так просто в силу наших автоматических реакций на то, что нас не устраивает в другом человеке. К тому же, у всех порой бывает плохое настроение, неприятности на работе или просто усталость, которые мешают нам сдержаться вовремя.

Но чтобы недопонимание не выливалось в открытый конфликт, необходимо разделять негативные эмоции и способы их выражения. Такие чувства, как злость, раздражение, гнев или обида, являются частью нашей человеческой природы, они нормальны, так же как и положительные. Мы имеем право испытывать эти чувства, и важно принимать собственные эмоции, не закрывая на них глаза, не замалчивая и не накапливая внутри.

Самое главное – научиться останавливаться в тот момент, когда внутри закипает раздражение или злость. Существует много способов это сделать: сосчитать до 10, прежде чем что-то сказать, набрать в рот воды и не глотать ее, высказать вместо упрека комплимент или благодарность, подумать: «Как моя реакция отразится на наших отношениях? Улучшит она их или ухудшит?».

Вы можете выбрать для себя подходящий или придумать свой, который будет вам помогать. И после того, как эмоции утихли, в спокойной обстановке и в отсутствии ребенка необходимо обязательно обсудить конфликтный вопрос, высказать ваши чувства прийти к совместному решению.

Хотя ссоры не должны входить в привычку, существуют определенные способы, с помощью которых можно уменьшить вред, который вы наносите детям своими действиями.

  1. Не ввязывайтесь в ссору.Когда ваш супруг возмущен и возбужден по какому-либо поводу, попробуйте избежать ссоры. Даже если вы попытаетесь просто обсудить с ним что-то в таком состоянии, это приведет только к крикам, но никак не к нормальному разговору. Дайте вашему супругу возможность остыть и успокоиться и лишь потом обсуждайте с ним спорный вопрос.
  2. Обсуждайте проблемы.Чтобы не усугублять ситуацию, обсуждайте с супругом наболевшие вопросы еще до того, как они перерастут в настоящие проблемы.
  3. Прислушивайтесь друг к другу.Уважайте точку зрения друг друга и старайтесь понять то, что хочет сказать ваш супруг. Вы можете не соглашаться, но все равно должны прислушиваться к нему.
  4. Ищите компромисс.Если вы не можете достичь согласия, попытаться найти решение, которое в некоторой степени устроит вас обоих.
  5. Обратитесь за помощью.Если вы перепробовали все, но ничего не помогает, лучший способ справиться с проблемой – это принять помощь извне.

 

Что делать, если вы все-таки поссорились на глазах у ребенка

Если ссора возникла в присутствии детей, ее следует завершить позитивно, так, чтобы дети видели, что вы помирились, ваш союз восстановлен, им ничто не угрожает.

Говорите и ведите себя спокойно. Повышение голоса не придадут убедительности вашим доводам, а ребенка могут серьезно напугать. Еще в большей мере это касается ваших действий.

Избегайте оскорблений и унижений. Вербальная (словесная) агрессия так же вредит ребенку, как и физическая. Дети очень чувствительны к эмоциям, вложенным в слова.

Сохраняйте нейтралитет ребенка. Ни в коем случае не нужно спрашивать его мнения – кто прав в вашем споре, на чьей он стороне. И, тем более, убеждать в том, что правы именно вы. Это крайне травматично для малыша, ведь вы оба для него родные и любимые люди.

После того как эмоции улеглись, признайте свою ошибку и извинитесь перед ребенком за то, что ему пришлось это увидеть. Как только вы почувствуете себя готовым, можно спокойно объяснить малышу, что произошло, что вы чувствовали и почему поругались. Важно подчеркнуть, что вины ребенка в произошедшем не было, так как маленькие дети часто думают, что причиной негативного поведения родителей являются они сами.

Доступными для детского понимания словами необходимо объяснить, что ссора не говорит о том, что кто-то виноват или один хуже другого, просто два человека не смогли договориться.

Если же ссоры родителей, особенно с применением словесной или физической агрессии, имеют регулярный характер, необходимо остановиться и задуматься.

Важно понять причины происходящего и исправить ситуацию как можно скорее, чтобы прекратить травматизацию ребенка.

свернуть

Психолог советует.

Семья – основная среда становления ребенка. Здесь он делает первые шаги, начинает говорить и познавать мир. Роль родителей в воспитании ребенка сложно переоценить. Именно они закладывают фундамент будущего развития личности. Важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. Детство — хорошо известное всем явление социального мира, период активной социализации, период вхождения ребенка в мир конкретных социальных связей, время активного приобщения к миру человеческой культуры.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с значимыми взрослыми. Дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям общественной среды.

 

  • Будьте внимательны. Помните, что в период дошкольного детства психика ребенка особо чувствительна к внешним воздействиям.
  • Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
  • Никогда не отказывайте ребенку во внимании, ссылаясь на занятость или усталость.
  • Умейте слушать и выслушать. Без раздражения отвечать на все вопросы, которые задает малыш.
  • Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день.
  • Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме.
  • Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу, то речь может быть строгой, но не резкой и грубой.
  • В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл.
  • Обращаясь к ребенку, желательно установить с ним контакт глаз. Всегда слушайте ребенка внимательно, смотря ему в глаза.
  • Не сравнивайте детей друг с другом. Это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность ребенка. Сравниваем ребенка только с самим собой, хвалим за улучшение собственных результатов.
  • Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент испытывает негативные эмоции, поговорите с ним об этом.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы: «Мне с тобой хорошо. Я рад тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Давай посидим, сделаем вместе… Как хорошо, что ты у нас есть…» и др.
  • Выполняйте обещания данные Вами.
  • Учите ребенка доверять вам, и говорить правду о любых его действиях.
  • Очень важно спрашивать у ребенка, как он провел время в саду. Ребенок должен чувствовать, что его делами интересуются, что он всегда может поговорить с родителями на волнующие темы.
  • Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает.
  • Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
  • Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
  • Не устраивайте ссоры при детях.
  • Старайтесь больше времени уделять ребенку, чтобы ему было интереснее общаться и играть с вами. Совместные занятия, совместное творчество даст возможность детям и родителям почувствовать себя единым целым, поможет лучше узнать друг друга, сохранить положительный микроклимат в семье. Чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым.
  • Следите со соблюдением определённого режима дня, включающего в себя все основные дела дня. Это структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время.
  • Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
  • Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей своих детей
  • Поощряйте творческие начинания своего ребенка от увлечения музыкой до катания на лыжах.
  • Ребенок подражает взрослым. И если вы хотите, чтобы ребенок чем-то увлекся, увлекайтесь этим сами.
  • Используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве, попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
  • Культивируйте чувства семейной, коллективной общности.
  • Привлекайте ребенка и обучайте вступать в такие игры, которые собирают друзей вместе, учат разрешать конфликты, общаться, выражать эмоции, делиться впечатлениями.
  • Мягко поощряйте ребенка к самостоятельному решению его проблем, особенно если они касаются общения со сверстниками - малыш должен научиться сам за себя постоять. Рассказав ребенку, как нужно поступить в той или иной ситуации.
  • Хорошо, когда у ребенка есть домашние обязанности. Налить воду кошке, накрыть на стол, помыть посуду, полить цветы.
  • Нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования. Заботы малыша должны быть только возрастными. Дела – посильные.
  • Психологически поддерживайте ребенка в его самостоятельных действиях, не ищите недостатки. Всегда оказывать ребенку помощь и в сложных для него ситуациях, давая советы, в которых он нуждается.
  • Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
  • Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства. Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия ребенком, быть естественным и логичным развитием этих отношений.
  • Удовлетворяйте любознательность детей, тем самым вы помогаете им приобрести навыки учебной деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. Для родителей важно знать, как играть с детьми, так как игра и домашние занятия с детьми очень помогают в учебе.
  • Родители должны научить малыша ладить с окружающим миром и вести себя в соответствии с его запросами и ожиданиями. Ребенок должен научиться понимать, что есть не только слово "хочу", но и слово "надо", и что иногда нужно делать не то, что хочется, а то, что надо. Причем ребенку нужно объяснить, что подчиняться дисциплине - в его же собственных интересах. Надо заметить, что родителям будет гораздо проще добиться от своего малыша послушания, если они будут для него одновременно и друзьями, и авторитетом.
  • Спокойно и доходчиво объяснять ребенку причину, из-за которой ему что-либо запрещается, не прибегая к силовым методам.
  • Соблюдайте последовательность в своих воспитательных воздействиях.
  • Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Если они отсутствуют, ребенок чувствует себя забытым и ненужным ("никому до меня нет дела").
  • Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  • Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Согласованность систематически поддерживается.
  • Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Выражая недовольство неприемлемым поведением ребенка, говорите четко и лаконично. Тогда ваши слова будут достигать значительно больший эффект.
  • Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений.
  • Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении, общении или его исследовательские интересы.
  • Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохо. Чтобы это правило можно было применять, старайтесь создать в своей семье запас хороших традиций, семейных праздников и т. д. Тогда ребенку будет о чем жалеть в случае проступка.
  • Наказывайте только за конкретный проступок. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы решения его проблемы.
  • Необходимо заранее предупредить своего ребенка о том, что за определенный проступок его накажут. То есть ваш малыш должен знать о нежелательности определенного поведения и о том наказании, которое за этим последует. Он предупрежден, и право выбора остается за ним.
  • Запрещая ребенку что-то делать, родители должны объяснить причину и справедливость своего запрета и предложить альтернативный вариант поведения (нельзя, "закрывая одну дверь, не открыть при этом другой"). Если родители будут только запрещать, не разъясняя при этом какое поведение является правильным, ребенок просто не будет знать как же ему тогда вообще себя вести. Это может негативно сказаться на его самостоятельности и независимости.
  • Наказывая ребенка, родители должны показать, что им это не приятно. Они должны дать понять ему, что, не смотря ни на что, любят его! Решите, что "не обсуждается никогда", что "иногда обсуждается" и что "всегда обсуждается". Ваш ребенок будет чувствовать большую уверенность и защищенность, если научится понимать, что его мир предсказуем, а ограничения не изменяются.

Будьте помощником своему ребенку.

Помогайте ему, не мешая!!!

свернуть

Помогаем детям познавать мир.

Познание окружающего мира – одна из самых главных потребностей человека. Закладывается она в детстве, когда в ребенке только проявляется любопытство.  В малом возрасте важно, чтобы взрослые поддержали увлечение ребенка. Тогда он вырастет самостоятельным взрослым с широким кругозором. Основные способы познания мира у детей проходят через органы чувств. Важно не только показать, но и  объяснить, научить анализировать.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок желает исследовать разнообразные предметы, их свойства, назначение с помощью сенсорных способов познания, предметной деятельности и игры.

В старшем дошкольном возрасте проявляется интерес к познанию более широкого круга физических и социальных объектов. Однако в старшем дошкольном возрасте у части детей начинает проявляться стереотипизация познавательных действий, снижение исследовательской активности, стремление без дополнительных интеллектуальных усилий получить от взрослого готовые ответы на возникающие вопросы. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений и интересов ребенка. Эти явления во многом обусловлены просчетами во взаимодействии взрослых с детьми.

Ярко выраженная любознательность является важнейшим показателем его успешного психического развития. Открытия, которые совершает дошкольник, всегда сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями. Наряду с радостью решения конкретной проблемы ребенок переживает радость познания своих возможностей, что придает ему уверенность в своих силах и побуждает к новым исследованиям.

Ребенку нужно помочь усвоить огромный мир человеческих знаний, сформировать представление о себе, о других людях и отношениях между ними, о рукотворном и нерукотворном мире.

Представления о себе - это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире. Именно к трем годам ребенок начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную неповторимую личность.

Представления о себе тесно связаны со знаниями о человеческих взаимоотношениях, культуре общения, традициях. К этой области относятся нормы поведения в общественных местах, на улице, дома, знание профессий, а также явлений культуры: театра, библиотеки, музея, цирка и т.д.

Рукотворный мир познается ребенком и, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3-х лет основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умение аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя.

К 4-м годам дети уже активно играют, придумывая сложные сюжеты, беря на себя разные роли: мамы, папы, врача, продавца.

Еще одной сферой человеческих познаний, с которой знакомится ребенок, является нерукотворный мир. К нему относится живая и неживая природа. В период от 3-х до 5-ти лет она становится одним из основных источников информации и развития. Дети узнают о разнообразных растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни и года, знакомятся с элементами экологии, времени, узнают о свойствах воды, воздуха, тепла и света, наблюдают за природными явлениями.

Некоторые правила для взрослых

  • Поддерживайте природное любопытство детей, поощряйте любое проявление интереса к окружающему, привлекайте внимание к изменениям в природе, обращайте на разнообразные природные звуки, рассказывайте о жизни растений, животных, птиц, насекомых.
  • На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастет в познавательную активность.
  • Очень важно, чтобы родители не устранялись от занятий ребенка, но с увлечением и энтузиазмом принимали в них участие, которое обеспечивает благоприятную психологическую и эмоциональную среду для оптимального творчества и исследований. Участие взрослых дает ребенку чувство безопасности, а также одобрение его усилий, которое очень важно для формирования здоровой самооценки.
  • Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое.
  • Если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно следует объяснить, почему вы это запрещаете, помочь определить, что можно или как можно.
  • Используйте как можно меньше ограничений, но при этом не забывайте о мерах предосторожности и безопасности.
  • С раннего детства необходимо побуждать малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивать его волевые усилия и активность.
  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, следует беседовать с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.
  • Наблюдения за разнообразными явлениями природы сочетайте с интересными играми, занятиями, в процессе которых ребенок будет знакомиться с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получит общее представление об их отличительных признаках.
  • Важно не обрушивать на ребенка большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения.
  • Учитывайте психологические и индивидуальные особенности детей, доступность для ребенка знаний.
  • Каждый возрастной этап имеет свои приоритетные направления развития, т.е. те же сферы действительности и человеческой культуры, с которыми прежде всего нужно знакомить ребенка в данный период и которые станут базисом для его дальнейшего познавательного и личного становления. Важно не перескакивать через этапы (например, учить малыша читать и считать с трех лет), а позволить ему полностью использовать возможности и потребности своего возраста. Для младших дошкольников (с 3-х до 4-х лет) такими существенными вещами являются знакомство с сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной), их использование для анализа окружающих предметов, обогащение чувственного опыта ребенка через слух, зрение, обоняние, осязание.
  • Поддерживайте интерес ребенка к деятельности взрослых. Ознакомлению с окружающим способствует чтение книг, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов познавательного характера о природном и социальном мире.
  • Общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы. Обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.
  • Для того чтобы образовательная работа   не   превращалась   в   скучное   заучивание   и натаскивание, а приносила радость и детям, и взрослым, задания даются в форме игры, соревнования, конструирования, экспериментирования и других свойственных дошкольному возрасту видов деятельности.
  • Во время прогулки рассказывайте обо всем, что встречается на пути, что знаете сами. Очень важно делать это с желанием и любовью, вкладывая в интонацию.
  • Непременно вспоминайте вместе с малышом, повторяйте все то, что видели во время прогулки, путешествия. Стимулируйте  и поощряйте попытки рассказать то, что поразило, понравилось больше всего.  
  • Проявляйте внимание к вопросам ребенка, свидетельствующим о том, что у него развивается любознательность. Обязательно радуйтесь им, отвечайте и старайтесь это сделать максимально полно и доступно.
  • Взрослый может побуждать детей к совместному разрешению вопросов с опорой на те знания, которые ребенок уже имеет, что является стимулом самостоятельной познавательной активности.
  • С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно Дети задают их, когда пытаются найти «новому» место среди ранее усвоенных знаний, подобрать соответствующее определение; возникает противоречие между прошлым опытом ребенка и тем, что он видит и узнает; хотят убедиться в правильности своего вывода.

 

  • Недопустима неадекватная реакция на вопросы детей. Нельзя высмеивать, насмехаться и говорить: «Вырастешь, сам узнаешь» и т.д. Такое поведение взрослых не способствует развитию любознательности.
  • Ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.
  • Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.
  • Важно также не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.
  • Дети усваивают стиль жизни своей семьи. Любознательность, как личностная черта, может быть, как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых.

 

 

Дети любят исследовать окружающий мир, поэтому создавайте им такие возможности в безопасной и вдохновляющей обстановке.

                              

свернуть

Азбука безопасности.

Многие современные родители стремятся приучить ребенка с малых лет к самостоятельности и ответственности за свои  поступки. Но прежде, чем ваш малыш станет независимой в поведении личностью, нужно научить его критически мыслить, разумно себя вести, что бы ни случилось. На улице, дома в быту, в детском саду, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с животными – везде могут возникать сложные, нестандартные и небезопасные ситуации. Ребенку нужно объяснять, как поступать, научить беречь себя, быть воспитанным и осторожным.

Каждый родитель знает, что, познавая окружающий мир, малыши очень часто попадают в ситуации, которые могут угрожать их жизни и здоровью. Важно следить за ребенком, но в то же время готовить его ко встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях. Объяснять и рассказывать о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения, особенно в быту. Нужно понятно и доступно объяснить малышу способы реагирования в опасных ситуациях.

Самым эффективным методом научить чему-либо ребенка дошкольного возраста является игра. В созданной игровой ситуации можно проигрывать различные варианты сложных, нестандартных или опасных ситуаций. Можно воспользоваться игрушками, и от лица персонажа другому персонажу задавать вопросы о правильном выходе из трудной ситуации. Этими  вопросами взрослый моделирует возможные небезопасные ситуации и в ходе игры подсказывает, что нужно делать. Можно прибегать к помощи ролевых игр. Помочь ребенку взять на себя определенную роль, создать игровую ситуацию, из которой нужно найти выход, самостоятельно принять решение. Можно создать ситуацию, чтобы ребенок побыл в роли спасателя и подсказал герою, как себя вести, помог в трудной ситуации. Также можно воспользоваться всевозможными сценами из мультфильмов, видеороликов, учитывая конечно возраст ребенка и особенности детского восприятия. После чего, в обязательном порядке дать оценку поведению героев, их чувствам,  возможным последствиям.

Дети учатся практически всему через подражание, взрослые не должны забывать показывать ребенку правильный пример в поведении.

Важно обучить ребенка базовым правилам безопасного поведения, которые включают в себя знания об окружающем мире, знания о себе, об опасности окружающей природы, правила техники пожарной безопасности, правила поведения в коллективе, правила поведения на воде, правила безопасного поведения в доме, правила безопасности на улице, правила взаимодействия с животными.

Оставляя вашего ребенка на временном попечении другого взрослого, обязательно расскажите ему об особенностях вашего ребенка, что ему нельзя есть, чем его увлечь и какие его привычки, как быстро связаться с вами в случае экстренной ситуации.

Как обеспечить безопасность дошкольника

  • Всегда четко разъясняйте детям основы правил безопасности. Но всегда учитывайте их возраст. Для каждого возраста и уровня восприятия должны быть свои методы обучения безопасному поведению.
  • Дошкольник должен осознать саму суть понятий: «опасно» и «безопасно», уяснить, что есть опасные люди, предметы, явления природы. Понимать суть здоровья и повреждения организма.
  • Родители должны помочь своему ребенку выучить свое имя и фамилию, имена и фамилии родителей, домашний адрес. Пусть ваш малыш знает, куда идти и к кому обратиться, кого не следует опасаться, у кого просить помощи в случае непредвиденных ситуаций.
  • Делая квартиру безопасной нужно объяснять ребенку, зачем это делается, рассказать о возможных опасностях, к которым может привести игра с плитой, розетками, колющими, режущими, воспламеняющимися предметами, химическими средствами.
  • Все потенциально опасные для ребенка дошкольного возраста места в доме должны быть максимально защищены. Для локальной защиты опасных мест можно применять колпачки на ручки плиты, блокираторы для окон и духового шкафа, заглушки на электрические розетки и защитные уголки на острые края мебели. Высокая мебель, которая может упасть, должна быть надежно закреплена к стене, это же касается и высоких предметов.
  • Малыш должен знать основные правила безопасности при нахождении дома, в том числе и правила пожарной безопасности – опасность игр с воспламеняющимися предметами. А также опасность розеток, горячих предметов (утюг, плита, обогреватель), открытых окон, разговоров по телефону с незнакомцами, открытие двери чужим людям и т.д. Ребенок дошкольного возраста должен знать основные правила безопасности при нахождении на улице - о том, что нельзя поднимать с земли шприцы, острые предметы, разговаривать и идти куда-то с незнакомцами, подходить к большим собакам, залазить высоко на заборы и деревья и т.д.
  • Нельзя никогда оставлять маленького ребенка наедине с потенциально опасными предметами. К таковым относятся и многие игрушки. Мелкие детали, химические вещества (клей, краски, пластилин), острые, горячие или тяжелые предметы могут нанести значительный вред.
  • При прогулках на улице старайтесь находиться от малыша на таком расстоянии, чтобы вы четко видели, что он выкопал из земли или что находится рядом, обычно это расстоянии должно не превышать двух метров.
  • Расскажите ребенку, как правильно приближаться к качелям или другим движущимся аттракционам.
  • Не разрешайте ребенку прятаться за стоящей машиной или доставать из-под нее закатившийся мяч, пусть он обратиться к вам за помощью.
  • Ребенок не должен выбегать из подъезда, а открыв дверь необходимо осмотреться, нет ли поблизости транспорта, под колесами которого он может оказаться.
  • Объяснить ребенку, что для него любой человек, не являющийся членом семьи – посторонний. Общение с посторонними людьми при отсутствии поблизости родителей должно ограничиваться только приветствиями. На все предложения посторонних нужно отвечать «Нет!» — и немедленно уходить от них.
  • Даже если вы ждете в гости друзей, при звонке в дверь не мчитесь открывать, а обратите внимание ребенка: «Звонят в дверь. Мы ждем гостей, но все равно я сейчас посмотрю в глазок и спрошу, кто там. Если там незнакомые люди, я не буду открывать».
  • Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.
  • Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т.д), опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т.д.).
  • Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т.д.
  • Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.
  • Малыш должен иметь общее представление об охране окружающей среды и о том, как лучше оберегать природу.
  • Очень полезно во время прогулки ненавязчиво показать ребенку все наиболее опасные места – заброшенная стройка, пустырь, подъезд своего дома и т. д.
  • Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т.д.
  • Некоторые аспекты обучения дошкольника правилам дорожного движения:

-  Из дома старайтесь выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.

-  Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Обратите внимание вашего ребенка на необходимость переходить дорогу размеренным шагом.

-  Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.

-  Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.

-  Увидев автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.

-  Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.

- Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.

  • Дети и подростки - самые уязвимые участники дорожного движения. Для маленьких пассажиров основным и самым эффективным средством защиты является детское удерживающее устройство, сконструированное с учетом всех особенностей детского организма, индивидуально подобранное к росту и весу ребенка и правильно установленное в машине.
  • Собираясь в места большого скопления народа, оденьте ребенка в яркую одежду, которую вам будет легче всего заметить.
  • Не разрешайте ребенку держать вас за полу, рукав или ручку сумки, ему так легче всего потерять вас.
  • Подходя к прилавку или пробираясь к нужному для вас месту, старайтесь держать ребенка впереди себя.
  • Объяснить ребёнку, чтобы он сохранял спокойствие и не волновался в случае, если он потерялся. Ему нужно зайти в любое близко расположенное учреждение: больницу, аптеку, торговый центр и т.д., попросить помощи у администратора.
  • Не разрешайте ребенку играть с чужими животными, собаки часто реагируют агрессивно на чужих людей. Ребенок, играющий с животными, должен быть под постоянным вашим присмотром. Расскажите малышу, что при животных не следует делать резких движений; поднимать руки над головой; поворачиваться к собаке спиной; убегать от нее. Ребенок должен помнить, что нельзя подходить к бездомным собакам, какими бы безобидными они не казались.
  • При организации досуга возле водоема обязательно следите за местонахождением вашего ребенка. Прежде чем войти в воду, убедитесь в том, что она чистая.  Удостоверьтесь в том, что на дне водоёма нет острых камней и веток либо железных прутьев. Осторожно определите глубину водоёма в том месте, где собираетесь купаться. Бывает, что мелкое место внезапно сменяется глубоким.
  • Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии.
  • Постарайтесь построить ваши отношения с ребенком таким образом, чтобы малыш легко обсуждал с вами все свои проблемы – тогда вы быстрее поймете, какой информации ему не хватает и чему еще нужно учить. Решая с ним его проблемы, вы помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации
  • Говорите с детьми, как можно чаще, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.
  • Родители должны не только внимательно слушать, но и анализировать всё сказанное ребёнком, интересоваться его увлечениями, делами, книгами, которые он читает, фильмами, которые он смотрит, информацией, которую он получает, сидя у монитора компьютера.
  • На детей произведут большое впечатление истории, приключившиеся с вами в детстве – вспомните те из них, которые помогут вашему малышу поверить в свои силы.
  • Приложите максимум усилий, чтобы укрепить в ребенке чувство независимости и компетентности, свести к минимуму его страхи и неуверенность, оказать эмоциональную поддержку малышу, если вы оставляете его одного дома.
  • При разъяснении правил дайте почувствовать ребенку, что вы его всегда поймете, и не будете ругать, а дадите ему поддержку и окажете помощь.
  • Проиграйте в игровой форме различные ситуации. За правильное поведение – поощрите, а неправильное – обсудите, чтобы знать, как надо действовать в следующий раз.
  • Здоровье и безопасность детей зависит не только от того, насколько по погоде одет ребенок, насколько он накормлен, ограничен от опасных предметов, но и от того, как складываются внутрисемейные отношения. Стремитесь создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в доме.
  • Необходимо научить своего ребенка элементарным способам саморегуляции, преодолению негативных эмоций. Рассказать малышу, какие бывают чувства, научить отличать одну эмоцию от другой. Объяснить причины их возникновения и способы преобразования негативных эмоций в позитивные. Необходимо объяснить ребенку, что любые чувства могут быть чем-то полезны, но и чрезмерное их проявление может привести к некоторым сложностям. Пояснить малышу, что когда он рассержен и злится, он можешь ударить, бросить опасный предмет и это принесет вред. Страх, хоть и неприятное чувство, но оно помогает увидеть опасность и найти выход из нее. Важно рассказать ребенку, как можно справиться с грустью, что делать при чувстве стыда, обиды. При развитии навыков саморегуляции важным является личный пример, использование подсказок, постепенное уменьшение помощи взрослого.

Самым лучшим способом обучения детей является собственный пример.

 Если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то и ребенок будет повторять эти же действия.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть